Хендмейдеры

Керамика не терпит спешки

12.01.2016

Валерий Фитиев – одаренный художник-керамист с многолетним опытом работы. Мастер рассказывает о потаенных свойствах глины, о работе для зарубежного рынка и о собственном стиле, в котором находит отражение его фантазия.

IMG(LR)17 (Копировать)

Семена таланта

С керамикой меня впервые познакомил мой наставник – Ким Юрий Николаевич, очень хороший специалист в своем деле. Человек заложил в меня прочную основу, выявляя при этом мои творческие способности. Именно этот мастер научил меня технике, с которой я работаю по сей день. Я ни разу не усомнился в правильности выбора. Специализируюсь на сувенирах, другими словами — занимаюсь мелкой пластикой. Если говорить о стиле, то основным моим направлением является национальная тематика, но я сочетаю ее с европейской техникой.

IMG(LR)15 (Копировать)

Мой стиль называется самаркандским. Отличительные особенности этого направления – максимальное использование терракоты, иначе говоря — самой красной глины. В терракоту в качестве изюминки добавляется цветовая гамма на выбор мастера. В своих работах пользуюсь исключительно натуральными керамическими красками.

Корень творчества

Желание творить появилось, как только я увидел одни из первых работ своего мастера. В юные годы поступил в колледж изобразительного искусства имени Ходжаева. Пришел в приемную комиссию, ознакомился с факультетами, и влюбившись в керамику, решил, что должен выбрать именно «глиняный» путь. «Мне казалось, что полдня – вполне достаточный срок, чтобы создать маленькую фигурку, но я ошибался» Оказалось, что за крошечным изделием стоят огромные часы работы. Я удивился, как люди способны вкладываться в это дело и называть его IMG(LR)06 (Копировать)смыслом своей жизни. Мне очень хотелось ознакомиться с этим ремеслом и познать все его тайны.

Я практиковался у своего мастера, и однажды он предложил выставить мои работы на витрину магазина. Мне хотелось узнать, будут ли мои сувениры пользоваться успехом. Я создал несколько статуэток и они отправились в наш Ташкентский ЦУМ. Первые работы дали свой результат – они все были куплены и во мне безгранично искрился восторг. Радости не было предела, а ощутить в кармане первый — хоть и небольшой — заработок было приятно. Тогда я и начал делать шаги к светлому керамическому будущему.

После окончания колледжа я открыл собственную мастерскую, чтобы, наконец, использовать все свои полученные знания. «Набил» руку у своего мастера — и отправился в самостоятельное плавание.

Секреты технологии

Для того, чтобы создать изделие, для начала необходимо приготовить глину. После лепится сама статуэтка, затем подвергается сушке в несколько дней — ведь керамика не терпит спешки. Чем больше изделие сушится – тем лучше. Далее приступаем к росписи и отправляем глиняную фантазию на обжиг. Первый обжиг низкотемпературный – утильный, а второй глазурный – высокотемпературный.«Когда я выгружаю свои изделия из печи, возникает чувство, что я еду в роддом забирать своих новорожденных детей»Каждый раз после обжига я удивляюсь тому, что статуэтка получилась прекрасной. Это самый чудесный момент. Керамику предсказать невозможно, она все равно поступит по-своему – неизвестно, что получится после обжига. До печи изделия одни, а после – другие.

Без брака не обойтись, но я долго тренировался и добился такого результата, что из ста моих изделий всего два или три окажутся испорченными. Представляете, какое разочарование, когда вы лепите огромного верблюда два дня, расписываете его третий день, а после печи он разваливается.

Я перфекционист

Раз уж мне выпала возможность охарактеризовать мои работы, то пользуясь случаем, скажу, что мои изделия – живее всех живых. Вы только представьте, был кусок глины, я своими чарами поколдовал над ним, вдохнул в него частицу своей души, и он ожил.

IMG(LR)14

Есть такие нюансы, как изящность. Мой мастер всегда говорил, что изящность должна присутствовать в пальцах, глазах, бровях — и этот совет я применяю в моей технике.

Всегда стремлюсь к совершенству. С каждым годом замечаю, что опыта у меня прибавилось, и я нацелен на идеальные работы.

Как и у многих других художников, у меня бывают такие ситуации, когда мне жаль расставаться со своими изделиями, но я нашел решение этой проблеме. Я подкрепляю себя мыслью о том, что это моя не последняя работа и я создам что-то лучше.

Стимул, сложности и планы

Мотивация во мне огромная. Вдохновляюсь по-разному: читаю книги, изучаю работы наших живописцев. Примером может служить художник Бахтияр Умаров, чьи работы выполнены в комедийном стиле. Параллельно меня стимулируют люди, которые неравнодушны к моему творчеству.

На хендмейд-рынке Узбекистана я относительно недавно. В основном, всегда работал на Казахстан и экспортировал свои работы туда. Если честно, то тяжело было перестроиться на узбекскую тематику, ведь я всегда творил в другом стиле.

IMG(LR)04 (Копировать)

Сложности на моем пути не встречаются, а если даже возникают, то я выработал в себе стойкость к трудным ситуациям. Но молодые керамисты запросто могут столкнуться с такой проблемой, как плагиат. В том смысле, что новички из-за отсутствия собственных идей поначалу начинают копировать работы уже сформировавшихся художников. Главное, долго не засиживаться на этом уровне и искать свое собственное предназначение в керамике.

В ближайшее время хочу освоить фарфор. Несомненно, это новый этап, и он действительно непрост, но я уверен, что у меня получится. Хочу создавать придать наш национальный колорит и фарфору. В пример можно привести тех же бабайчиков, такого еще не было.«Я не боюсь керамических сложностей — они мне по зубам»

Читайте также

Комментарии

Напишите, что вы думаете